Сегодня мы будем копать в терминах, видах и степенях родства и свойства. Тема полезная, хотя и немного головоломная. Четвертая степень двухродного свойства. Звучит, да? Вот и разберемся, что это такое.
Темы родства я мельком касалась в статье про брак, что вполне логично, потому что именно для целей вступления в брак вся эта история и затевалась. Желающих поломать голову над степенями и линиями родства просто так, для интереса, находилось не много, разве что какой-нибудь юрист. Например, Сергей Петрович Григоровский, обер-секретарь Святейшего Синода, который мало того, что сам разобрался в этом сложном вопросе, так еще и написал брошюру “О родстве и свойстве” со схемами и рисунками, чтобы помочь разобраться другим. Попробуем и мы.
Родство и свойство
Во-первых, надо различать родство и свойство. Родство — это связь через общего предка, свойство — связь через брак людей, которые не являются кровными родственниками. Родство в свою очередь тоже подразделялось на несколько видов: кровное, духовное, родство по усыновлению и родство физическое или незаконное.
Во-вторых, такое явление, как степень, могло относиться и к родству, и к свойству. И вычисляются эти степени одинаково, по числу рождений. Но это сейчас все будет наглядно со схемами.
В-третьих, при решении вопроса о допустимости брака, учитывалось и родство, и свойство, и даже связь через уже расторгнутые браки.
Родство: виды и линии
Кровное родство – это родство через общего предка, то есть по крови, что вполне логично следует из названия. В английском языке это понятие обозначается как blood relation или consanguinity от латинского sanguis – во всех терминах есть что-то про кровь.
Степень родства между двумя лицами определяется количеством рождений, которые их отделяют друг от друга. Звучит уже не так понятно, поэтому призываем на помощь схему.
Например, между мной и моим братом два рождения – мое рождение у моего отца и рождение моего брата – значит степень родства у нас вторая. А с двоюродным братом уже четвертая, потому что число рождений четыре: мое рождение у отца, рождение отца у деда, рождение дяди у того же деда и рождение самого двоюродного брата у дяди.
А если добавить еще одного предка, прадеда, то получится, что с троюродным братом мы находимся в шестой степени родства по боковой линии.
С линиями все просто. Это и есть цепочка рождений, и линия может быть прямой, а может быть боковой или побочной (так у Григоровского). Прямая линия – это, например, линия от меня до моего прадеда. Она может быть восходящей, то есть от потомков к предкам (от меня к прадеду), или нисходящей, то есть от предков к потомкам, от прадеда ко мне.
А боковые линии – это линии от общего родоначальника по отношению друг ко другу. Они как раз выделены на этой схеме разными цветами. То есть по отношению к моей линии линия моего брата будет первой боковой линией, а начинаться она будет от нашего общего родоначальника, то есть от отца. А линия двоюродного брата будет второй боковой линией и начинаться она будет от деда. Здесь все просто, потому что привычная нам нумерация сохраняется: двоюродный брат – 2я линия, троюродный – третья и так далее.
Разрешенные браки
И наконец, то, ради чего это все затевалось. Давайте разберемся, в каких степенях родства разрешались браки у наших предков.
В кровном родстве по прямой линии брак запрещен однозначно, это и сейчас всем очевидно: никаких браков между правнучками и прадедушками (или наоборот) даже представить себе нельзя. Брак между кровными родственниками по боковым линиям в некоторых степенях разрешался, но тут есть свои тонкости.
По старинным законам и Кормчей книге брак запрещался до шестой или даже до седьмой степени включительно. То есть троюродные братья и сестры вступать в брак уже не могли, это шестая степень.
Но благодаря Петру Первому и его реформе, высшим органом церковной власти стал Святейший Правительствующий Синод, и именно его указы и постановления были источниками церковного права, начиная с XVIII века. Поэтому разрешая или запрещая тот или иной брак, священники должны были руководствоваться циркулярным указом Святейшего Синода от 19 января 1810 года. А по этому указу запрещались браки только до четвертой степени включительно, то есть между двоюродными братом и сестрой. В пятой степени брак разрешался, но надо было получить предварительное разрешение архиерея. Но в действительности и браки между двоюродными тоже иногда заключались: главное здесь все же было договориться с родственниками и чтобы никто потом не захотел этот брак признать недействительным.
Другие виды родства: духовное, по усыновлению и незаконное
Про духовное родство мы уже подробно говорили в ключе крещения и браков с участием восприемников. Здесь тоже есть разница между более строгими запретами Кормчей книги и менее строгими указами Святейшего Синода. По Кормчей книге духовное родство – то есть родство между крестными родителями и их крестниками – приравнивалось к кровному родству. То есть брак, например, между родным сыном и крестницей был невозможен, как между родными братом и сестрой. Но по указу Синода 1837 года запрещались браки только между родным отцом ребенка и его крестной матерью или восприемницей, или между крестным отцом и родной матерью, все остальные браки, где присутствовало духовное родство, разрешались – даже брак между самим восприемником и крестным ребенком или между крестным отцом и крестной матерью (кстати, это заблуждение живо до сих пор, а многие уверены, что супруги не могут быть крестными родителями одного ребенка).
Что же касается других видов родства – по усыновлению и с незаконнорожденными детьми – то здесь в официальном церковном праве был пробел. Потому что усыновление по церковному праву при Святейшем синоде уже не действовало, а усыновление как институт гражданского права Святейший синод не интересовало. Как ни странно, положения о браке для лютеран оказывались более строгими, чем для православных христиан, потому что там запрещался брак между усыновителем и усыновленным или между усыновленным и детьми усыновителя.
При Екатерине II планировалось издать книжицу о браках – как раз для того, чтобы помочь священникам разобраться в этом запутанном вопросе. Но, увы, при ее жизни ничего издать не успели, а Павла I эти вопросы уже не очень интересовали.
С физическим родством все довольно просто и логично: для целей определения степеней родства и свойства незаконнорожденные дети приравнивались к законным. Так что переходим к свойству.
Свойство: двухродное или двоюродное?
В переводе есть такой термин, как «ложные друзья переводчика». Это иностранные слова, которые обманчиво похожи на русские слова, но не имеют с ними абсолютно ничего общего, зато способны сбить переводчика с толка. Например, velvet так и хочется перевести, как вельвет, а на самом деле это бархат – согласитесь, есть разница. Вот и слова двухродное и трехродное звучит очень похоже на привычное нам двоюродный и троюродный. Но на самом деле это ложные друзья генеалога.
Двухродным и трехродным может быть только свойство, когда два рода, то есть две разные ветви, соединяются друг с другом через брачный союз.
Например, кровные родственники жены и кровные родственники мужа относятся к двум разным родам. Но между собой они состоят в свойстве, причем степень свойства образуется точно так же по числу рождений. Так мой брат и брат мужа будут состоять во второй степени двухродного родства: так как соединяются два рода, мой род и род мужа, а количество рождений четыре – рождение брата у моего отца и мое рождение, рождение мужа у его отца и рождение его брата.
Так же может добавиться и третий род – например, род невестки мужа. А если у нее тоже брат, а у брата есть дочь, то можно посчитать степень свойства между моим племянником и племянницей невестки мужа: восьмая степень трехродного родства. Не так уж и сложно.
Разрешенные браки в свойстве
В двухродном свойстве браки запрещались только до четвертой степени включительно, то есть мой племянник и племянница мужа совершенно спокойно могли пожениться. А вот ситуация, когда два брата женились на двух сестрах, долгое время была невозможна, только в начале XX века Синод начал как-то смягчать политику в этом вопросе и рекомендовал разрешать такие браки, особенно в тех епархиях, где преобладает смешанное население. Чтобы никого не подталкивать к переходу в другие конфессии с менее строгим отношением к вопросу.
Что касается трехродного родства, то к середине XIX века запрещались браки в трехродном свойстве только в первой степени, во второй и третьей степени были возможны с разрешения епархиального начальства.
Смешение родственных имен
И еще один момент, когда надо было обращаться к епархиальному начальству за разрешением, даже если со степенями родства все было нормально – это смешение родственных имен. Звучит страшно, но схема нам поможет.
Например, есть две троюродные сестры – у них общий прадед и шестая степень родства. Есть отец и сын, которые хотят на этих троюродных сестрах жениться. Между ними, соответственно, только 1 рождение и первая степень родства. То есть получается, что брак будет с 7 степенью двухродного родства, все нормально. Но в то же время, эти мужья этих двух сестер будут приходиться друг другу шуринами, то есть равными. То есть отец будет шурином своему сыну, а это невозможно.
На самом деле, и правильно, потому что иначе получается даже не Санта-Барбара, а какой-то Болливуд. Всем удачи и не путаться в родственниках!